Статьи

Перечитываю всю серию книг Адель Фабер и Элейн Мазлиш

Перечитываю всю серию книг Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Их книга «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» произвела на меня большое впечатление. Это одна из самых крутых книг, которые я читала и из которой мне так много хочется почерпнуть и так многому научиться. В ней великая философия и глубокая психология. Эта книга далеко не только об общении с детьми….
Важно её прочитать не залпом, это не роман и не приключение. Её надо читать вкушая очень осознанно. Она очень мудрая. Жалею, что она не попалась мне раньше. Но всё что не делается – всё к лучшему, надо ведь тоже быть готовой учиться и воспринимать информацию.
Усвоив эту книгу, можно легко стать психологом.  Переучиваться всегда непросто, хочется, чтобы это стало больше естественно. Книга «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» творит чудеса.
Я пока на этапе освоения. Поделюсь некоторыми примера из своей жизни за последнюю неделю.
I. Умение разделить с другим человеком его чувства.
Старшая сестра оставила мне на вечер свою 2-х летнюю дочь. Когда я взяла её на ручки, а мама уехала по делам на машине, у моей племяшке задрожали губки, надулись щёчки, и она готова была заплакать. Раньше я бы сказала: «Роднулька, не плачь, мама скоро приедет. Пойдём играть с куклой». Теперь я реагирую по-другому: «Роднулька, тебе очень грустно, что мама уехала. Из-за этого слёзки подкатывают совсем близко и хочется даже заплакать. Это так всегда тяжело расставаться с мамой, ведь она самый родной и любимый человек…» В ответ моя племяшка кивала, поддакивала и постоянно повторяла: «Дя..дя…» Потом она крепко обняла меня. Я чувствовала её детскую благодарность, что я понимаю её переживания. А потом она сказала: «Давай играть с куклой». Вечер прошёл на славу, малышка сама занималась с игрушками и вела себя милейшим образом.
И со взрослыми тоже самое… Всем нам очень хочется понимания…
II Предлагайте выбор.
В тот же вечер. Вернулись с племяшкой с прогулки. Никак не хочет снимать верхнюю одежду. Раньше бы я сказала: «Роднулька, надо снять уличные вещи, тебе будет в них жарко дома, и потом они грязноватые после песочницы и т.д и т.п.» Теперь я предлагаю выбор: «Ты разденешься сама или тебе поможет твоя кукла?» Племяшка задумчиво на меня посмотрела, улыбнулась и ответила: «Кукла!» Вопрос был решён.
Другой случай. Дочь поссорилась с подружкой. Та случайно её задела, когда кидала камешки в воду. Мы сидим в кафе. Они напротив меня на разных концах дивана, дуются, обижаются. Раньше я бы им прочла лекцию о дружбе, ссорах и примирении. Но в этот раз я просто спросила: «Вы помиритесь мизинчиками, словами или у вас есть свой способ? Они обе ответили: «Мизинчиками!» Через минуту они обнялись, даже прослезились. Еще через две минуты они щебетали и играли как ни в чём не бывало.
Ещё пример. Вечером дочери говорю: «Светик, ты себе одежду для школы подготовишь с вечера или утром?» (я это спросила впервые, потому что обычно я всегда это делала). Дочь быстро ответила: «С вечера». Через 5 минут всё было готово. Мне даже показалось, что ей это очень понравилось.
III Умение хвалить ребёнка (описывать более детально что видим).
Дочь убралась дома. Конечно всё далеко до идеального порядка.  Раньше бы я сказала: «Умница, молодец, можешь ведь, когда захочешь». Теперь же я сказала: «Доченька, я вижу заправленную кровать, накрытую покрывалом. В мойке помыта вся посуда и расставлена по своим местам. На диване аккуратно разложены подушки. Ты здорово постаралась!» Светик сказала: «В другой раз ещё лучше сделаю!»
И это только маленькое начало…